КТО НА САЙТЕ
АРХИВ
Март 2024 (65)
Февраль 2024 (56)
Январь 2024 (87)
Декабрь 2023 (68)
Ноябрь 2023 (63)
Октябрь 2023 (74)

Выставка «Святой лен» в Симферополе

24-01-2015, 14:13
Автор: nikolaev
1528
0
Выставка «Святой лен» в Симферополе

 


Льняная нить, пропущенная через сердце

  Человек берет в руки льняную нить и начинает работать. Ситуация древняя, как мир, а результаты разные. У одних получается «тканый воздух» невесомое прозрачное полотно древнеегипетских ткачей; другие переводят морозные узоры в замысловатые вологодские кружева. А симферопольский мастер Владимир Денщиков плетет... иконы.

  Можно ли представить себе нитяную икону? Ведь иконопись – один из самых строгих канонических жанров, сложившийся в недрах ранневизантийского сакрального искусства и пришедший на Русь уже в виде незыблемых канонов.

  Владимир Денщиков думал и об этом, когда немеющими от болезни, почти безжизненными пальцами старался закончить работу для храма-маяка в поселке Малореченское (регион Алушта). Он не знал, сколько времени ему отпущено, но внутренний голос был неумолим, словно колокола судного дня: «Завершить «Николая Чудотворца» необходимо!». Работа была окончена, немощь отступила. Православный, глубоко верующий человек Владимир Денщиков смиренно признает, что «Бог водил его руками», и именно на этом поприще мастер может принести пользу, выполнить свое предназначение, послужить Богу и людям.

  Уникальный метод «нового вида иконотворчества», как стали называть его искусствоведы, сформировался, безусловно, не сразу. Владимир Анатольевич увлекся плетением макраме еще в молодые годы. Будучи театральным актером, художником, режиссером-постановщиком, он не мог не оценить воздействия на зрителя хитросплетенных рукодельных деталей, когда словно само собой возникает желание внимательно разглядеть, а то и потрогать подвижную фактуру, почувствовать ее живую энергетику.

  Сегодня Владимир Денщиков – единственный в мире мастер, создающий иконы в технике узелкового плетения макраме-коллажа. Процесс длительный, одновременно и простой, и сложный. Узелковое плетение отдаленно напоминает вязание крючком, только все элементы узора выполняются вручную, без каких-либо приспособлений, а количество узелков на иконе исчисляется даже не тысячами – миллионами! Толщина нити колеблется от 0,5 до 2 мм. Узор выплетается из таких ниточек, затем детали монтируются с помощью усовершенствованной мастером техники – макраме-коллажа. На выполнение одной работы уходит от двух-трех месяцев до года. В добавление к обычным, хотя и очень сложным техникам узелкового плетения, Владимир Денщиков изобрел (и запатентовал) «рукотворную ткань», которую использует при воспроизведении облачения Христа, Богородицы, святых. Как и положено в каноническом иконотворчестве, лики и руки святых написаны на холсте, а роль драгоценного оклада выполняют многосложные льняные детали.

 

Выставка «Святой лен» в Симферополе 

 

  Нужно ли говорить, что мастер внимательно изучает старинные каноны, правила расположения ликов и фигур на иконе, законы композиционного построения. В иконописи категорически невозможны дисгармония, хаос или деструкция, все нанизывается на основу золотого сечения, фигуры по преимуществу вписаны в равнобедренный треугольник, лики и огрудные образы, как правило, обрамлены арочным окладом. Сюжеты, позы, жесты, даже наклон головы незыблемо зафиксированы «во веки веков». И тем не менее стиль каждого выдающегося иконописца, даже в пределах самого строгого канона, неповторим, оригинален и узнаваем. Андрея Рублева не спутать с Дионисием, Феофана Грека с Симоном Ушаковым. У каждого мастера, вкладывающего в работу душу и долгие годы кропотливого подвижнического труда, появляются свои приемы, только ему присущие особенности.

  Такой характерной индивидуальной особенностью творческого метода Владимира Денщикова можно считать не только технику исполнения, но и появление асимметричных композиций. Возникающее в них движение основных масс, активно работающие диагонали и осевые сдвиги создают напряженное энергетическое звучание работы, а небольшой, камерный размер иконы только усиливает и подчеркивает это ощущение («Колокола», «Рождественская колыбельная», «Древо веры»). Динамика и пластичность становятся органичным свойством композиции рукотворной иконы, подобно тому как долговечность и естественность – неотъемлемые свойства льняной нити.

  Но, помимо технических сложностей, есть еще и духовно-этические моменты. Ведь иконотворец – не просто художник. За свой труд он отвечает и перед собой, и перед людьми, и перед Богом. По примеру старых мастеров-иконописцев Владимир Денщиков перед началом работы молится, постится, получает благословение владыки или духовника. Иконотворчество требует уединения, максимальной концентрации, внутреннего равновесия и душевной гармонии. И здесь мастер видит еще одно удивительное совпадение – те же качества необходимы и для выполнения филигранных узоров в технике макраме-коллажа, в которой он выполняет иконы.

  Свои работы В. Денщиков охотно демонстрирует (на его счету уже более 20 выставок), дарит, но очень неохотно с ними расстается. Икона «Умиление» вручена святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу во время его визита в Крым, «Святой равноапостольный князь Владимир» принесен в дар блаженнейшему Владимиру, митрополиту Киевскому и всея Украины. А икона во имя святого благоверного князя Александра Невского будет помещена в симферопольский Александро-Невский собор после завершения его строительства.
 


  На выставке в Симферопольском художественном музее «Святой лен» представлены более 20 работ мастера. И новых, созданных наперекор очередному недугу в 2013 году, и уже знакомых поклонникам уникального таланта Денщикова. Отец Сергий (Слободянюк), настоятель храма-маяка во имя святого Николая Чудотворца в поселке Малореченском, от имени владыки Лазаря сердечно поздравил Владимира Анатольевича с открытием персональной выставки, призвал Божие благословение мастеру, пожелал здоровья и стойкости в испытаниях: «Бог в помощь!».

  «2014 год стал для меня и трагичным, и плодотворным, – со слезами на глазах признал мастер. – Бог послал тяжкое испытание, но вновь явил свою несказанную милость – у меня появились ученики — жена Наташа, ее сестра Евгения и племянник Даниил. 9 работ нам удалось сделать вместе, а лики я успел написать до болезни. Благодарен Господу, родным и близким, организаторам выставки, всем пришедшим. Мною руководило одно огромное желание – выздороветь, доделать иконы, встретиться с вами, дорогие мои друзья!»

  Посетившие вернисаж заместитель председателя Совета министров РК Лариса Опанасюк и министр культуры Арина Новосельская, поздравив Владимира Анатольевича, отметив его заслуги как художника, артиста, преподавателя, уникального мастера нового вида иконотворчества, обещали содействие в получении звания народного артиста РФ.
  Льняная нить в руках В. Денщикова ожила, пройдя через его сердце, так пусть же это чистое, благородное сердце окрепнет, а наш уникальный мастер продолжит радовать удивительными творениями своими.
 

  Выставка «Святой лен» в Симферополе 

Выставка «Святой лен» в Симферополе 

Выставка «Святой лен» в Симферополе 

Выставка «Святой лен» в Симферополе 

Выставка «Святой лен» в Симферополе 

Выставка «Святой лен» в Симферополе

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Оставить комментарий
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Текст комментария:

Вопрос: 5х5=
Ответ:
Код: Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код:
© мирное.рф Все права защищены. Портал посвящен информации о жизни сел Мирновского сельского поселения Симферопольского района, новостям Крыма, России и мира.
Любое цитирование материалов этого ресурса допускается при наличии активной ссылки на исходник, либо на главную страницу https://мирное.рф