КТО НА САЙТЕ
АРХИВ
Май 2024 (80)
Апрель 2024 (69)
Март 2024 (66)
Февраль 2024 (56)
Январь 2024 (87)
Декабрь 2023 (69)

Классный руководитель

История становления института классного руководства в России
 

Классный руководитель 


  На протяжении XIX–XX вв. по-разному решался вопрос о том, кто должен заниматься воспитанием детей в образовательных учреждениях.

  В ноябре 1804 года (во времена правления Александра I) был издан «Устав учебных заведений». В нем указывалось, что основная цель учебных заведений – не только давать соответствующие знания, но и осуществлять воспитание духа и тела. Тогда же впервые появилась должность профессионального воспитателя, в обязанности которого входило изучение личности ребенка и воспитание в нем «добродетели и благонравия».

  Циркуляр Министерства просвещения 1813 года «Об установлении должности комнатных надзирателей при пансионах» предписывал строгое разделение функций обучения и воспитания. Надзиратели в течение суток находились вместе со своими питомцами (на каждого приходилось 15 воспитанников). Они вместе с воспитанниками ходили на занятия, помогали делать домашние задания, вместе проводили свободное время, следили за порядком и чистотой в комнатах пансиона. Надзирателями могли быть люди, владеющие французским языком, с надежной нравственностью, хорошими манерами поведения.

  Во времена правления Николая I (1796–1855 гг.) изменяется цель учебных заведений, теперь их суть – воспитание слуги отечества путем строжайшей дисциплины, быстрого и четкого выполнения требований педагога. В 1835 г. была введена должность классных надзирателей, которые следили за поведением учащихся (на занятиях, на улице, в общественных местах). Образование классных надзирателей было на порядок ниже «комнатных надзирателей» – им достаточно было иметь образование на уровне уездного училища. Именно эта причина делала их малоавторитетными, а их постоянный надзор вызывал лишь ненависть со стороны учащихся. Нередко на должность надзирателя, приглашались иностранцы (немцы).

  В 1871 году в России был введен институт классных наставников, которых назначали по одному на класс с обязательной учебной нагрузкой в своем классе (18 часов в неделю). Этим актом был сделан шаг к сближению обучения и воспитания. Классные наставники, неформально относившиеся к своему делу, пользовались уважением. В женских гимназиях классными наставниками были «классные дамы».

  После революции 1917 года должности наставников и классных дам были упразднены и в обязанности каждого учителя входило выполнение функций обучения и воспитания. Эти сложные обязанности были под силу лишь творческим учителям, которых было немного. В большинстве образовательных учреждений приоритет отдавался обучению, а воспитание осуществлялось по остаточному принципу.

  В 1931 году была введена должность групповода, а с 1934 года – классного руководителя. Обязанности классного руководителя рассматривались как дополнительные к основной преподавательской работе.
 

Классный руководитель 


  В настоящее время в школах России наиболее известны следующие институты классного руководства:

  • освобожденный вариант. Воспитатель не ведет уроков, а только организует воспитательную работу с учащимися одного класса, сотрудничает с учителями, работающими в данном классе и с родителями школьников;
  • организатор параллели классов. Он не является учителем-предметником, а занимается только воспитательной работой в нескольких классах одной параллели или старших классах;
  • руководитель разновозрастного детского коллектива. Данный вариант организации воспитания целесообразен, например, в сельских малокомплектных школах;
  • традиционный вариант классного руководства, который используется чаще всего практике образовательных учреждений, когда педагог имеет полную учебную нагрузку плюс классное руководство в одном классе. В обязанности классного руководителя входит изучение учащихся, руководство ученическим коллективом, взаимодействие с учителями предметниками, работающими в данном классе, а также с родителями учащихся, с детскими юношескими организациями и объединениями.

  Таким образом, классный руководитель является координатором деятельности трех коллективов: детского ученического, педагогического (включающего учителей, работающих с данным классом, и администрацию школы) и родителей учащихся и других членов их семей. Классный руководитель – формальный и фактический лидер группы, организатор, вдохновитель, помощник, опекун, затейник, распорядитель, координатор, информатор, сотрудник, создающий условия для самореализации каждого из своих воспитанников.

  Права классного руководителя.

  Классный руководитель – это административное лицо и он имеет право:

  1. Получать информацию о психическом и физическом здоровье детей.
  2. Контролировать успеваемость каждого ученика.
  3. Контролировать посещаемость учебных занятий детьми.
  4. Координировать и направлять в единое русло работу учителей данного класса (а также психолога и социального педагога).
  5. Организовывать воспитательную работу с учащимися класса, через проведение «малых педсоветов» педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий.
  6. Приглашать родителей в школу.
  7. Получать помощь от педагогического коллектива школы.
  8. Решать вопросы, связанные с воспитанием и обучением учащихся.
  9. Определять индивидуальный режим работы с детьми.
  10. Обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних, по согласованию с администрацией.

  Обязанности классного руководителя.

  1. Оказание помощи ученику в решении острых проблем (с привлечением психолога).
  2. Установление контактов с родителями и оказание им помощи в воспитании детей (с привлечением психолога и социального педагога).
  3. Организация в классе учебно-воспитательного процесса, необходимого для развития положительно потенциала личности ребенка в рамках определенной деятельности.

  Для этого классному руководителю необходимо знать:

  а) психолого-педагогические основы работы с детьми;
  б) владеть новыми информационными технологиями и различными теориями воспитания;
  в) иметь педагогический такт и быть коммуникабельным.

  Ведущие роли классного руководителя.

  1. «Контролер», обеспечивающий включение учащегося в учебно-воспитательный процесс (контроль за посещением, поведением, дежурством, питанием; выяснение отношений с родителями, индивидуальная работа с учащимися, игнорирующими учебно-воспитательный процесс).

  2. «Проводник по Стране знаний», создающий условия развития познавательного интереса и желания учиться (информация учащихся и родителей об особенностях школы и ее требованиях к учащимся, воспитательные мероприятия познавательного характера, помощь учащимся в самообразовании, обеспечение процесса учения, координация усилий всех учителей, работающих в классе).

  3. «Нравственный наставник», способствующий соблюдению учащимися норм и правил, разрешению возникающих, конфликтов как между учащимися, так между учащимися и педагогами, работающими в классе (обучение этике и этикету, беседы на нравственные, социальные, правовые темы, оценка поступков ученика, индивидуальная работа с учащимися, нарушающими нормы поведения образовательном учреждении).

  4. «Носитель культуры», помогающий освоить культурные ценности, на основе которых организован учебно-воспитательный процесс (организация экскурсий, коллективных походов, в театр, музеи, выставки, вечера и беседы о культуре, культмассовые мероприятия в классе и школе).

  5. «Социальный педагог», который способствует решению различных социальных проблем учащихся (создание нормальных условий общения в школе и дома, защита прав ребенка, формирование навыков социальной жизни).

  6. «Старший товарищ», который помогает включиться в различные виды деятельности, берет на себя часть забот об учащихся (формирование коллектива класса, организация коллективной творческой деятельности).
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Оставить комментарий
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Текст комментария:

Вопрос: 5х5=
Ответ:
Код: Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код:
© мирное.рф Все права защищены. Портал посвящен информации о жизни сел Мирновского сельского поселения Симферопольского района, новостям Крыма, России и мира.
Любое цитирование материалов этого ресурса допускается при наличии активной ссылки на исходник, либо на главную страницу https://мирное.рф