Цвет крови «Концлагерь «Красный»Цвет крови «Концлагерь «Красный»
«Красный» – совхоз вблизи Симферополя (село Мирное Симферопольского района), на территории которого немецкие оккупационные власти при пособничестве коллаборационистов из местного населения организовали самый крупный в Крыму лагерь смерти, концлагерь Красный. Именно поэтому он так называется, цвета крови, пролитой на территории посёлка. До его освобождения Красной армией в 1944 году, в лагере было замучено около 15 тысяч человек – партизан, подпольщиков, членов их семей.
Комендантом был СС-обершарфюрер Шпекман, охраной занималось подразделение 152-го крымско-татарского батальона Вспомогательной полиции порядка или «Schuma».
ЛАГЕРЬ СМЕРТИ
Лагерь на территории совхоза был построен в 1942 году и состоял из деревянных бараков, по 60 человек каждый. Территория была огорожена колючей проволокой в два ряда. Согласно заключению комиссии по расследованию, в лагере проводилось массовое уничтожение узников путём истязаний, расстрелов, отравления газом в специально оборудованных автомобилях («душегубках»), сожжения на кострах, сбрасывания в колодец живыми.
Первоначально его узниками были военнопленные, в том числе и героические защитники Севастополя. С течением времени состав узников меняется – все чаще и в лагерь смерти доставляются гражданские лица, подозреваемые или замеченные в связях с партизанами, подпольным движением, старики, женщины, дети.
Постепенно концлагерь на территории бывшего совхоза «Красный» становится местом, где ликвидация узников шла непрерывно, благодаря отлаженному конвейеру уничтожения людей. Факты, подтверждающие это, зафиксированы в Акте Крымской (республиканской) чрезвычайной комиссии по установлению и расследованию злодеяний нем немецко-фашистских захватчиков и их сообщников, и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям Крымской АССР: «Капониры, расположенные в селе Дубки, в районе совхоза «Красный» служили местом массовых казней советских людей. По свидетельским показаниям, слёженности земли и травяному покрову комиссия установила ямы давностью 1941-1943 и 1944 годов».
Захватчики особо усилили репрессии против местного населения перед своим бегством из Крыма в начале 1944 года. В это время происходили массовые расстрелы заключенных, содержащихся в тюрьмах. «Расстрелы в большинстве своем производились в совхозе «Красный» в 3-х километрах от г. Симферополя и м. Бужи в 2 км от совхоза «Красный».
Все советские граждане, содержавшиеся в тюрьмах г. Симферополя, а именно тюрьма на улицах Студенческой №3 и Розы Люксембург №2, в совхозе «Красном» выпущены не были, а за несколько дней перед отступлением немцев из города все они были расстреляны».
Среди жертв апрельской расправы 1944 года – участники подпольной группы «Сокол» – актеры и служащие Симферопольского драмтеатра, организаторами которой были художник театра Николай Андреевич Барышев и актриса Александра Федоровна Перегонец.
Временно оккупировав Крым, фашистские захватчики с потрясающим садизмом приступили к осуществлению массового истребления мирного населения. Людей сажали в концлагеря, расстреливали и вешали в Севастополе и Керчи, Ялте и Алуште, Евпатории и Феодосии.
Симферополь в те годы был превращен в страшный гестаповский застенок, где свирепствовал безудержный террор и разбой, совершались чудовищные расправы над мирными жителями. Кровью жертв пропитан противотанковый ров в Курцовской балке, Картофельный городок, Армянское кладбище и много других мест массовых казней в городе.
В конце 1941 года, на 12-ом километре автодороги Симферополь-Феодосия, нацистские каратели злодейски расстреляли около 12 тысяч евреев и караимов. Гитлеровцы создавали во многих городах и поселках Крыма концентрационные лагеря. Тысячи граждан – военнопленные, партизаны, подпольщики, а также мирные жители, среди которых женщины, старики и даже дети – томились в лагере смерти на территории совхоза «Красный» Симферопольского района.
ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ БЫВШИХ УЗНИКОВ ЛАГЕРЯ СМЕРТИ В СОВХОЗЕ «КРАСНЫЙ»
Территория лагеря смерти в совхозе «Красный» находилась в двух километрах от Симферополя и была обнесена в два ряда колючей проволокой.
Все заключенные жили в бараках, спали боком на нарах, плотно прижавших друг к другу. Одежда заключенных и нары кипели вшами, блохами, клопами. По бараку ночью бегали стаи крыс. Мыть, убирать в бараках немцы запрещали, но требовали от заключенных приветливого отношения к себе. При их появлении на поверку все должны были громко кричать по-немецки «здравствуйте». Но часто угрюмое молчание встречало ненавистных мучителей.
Фашисты для своей потехи обучали заключенных хорошим манерам. На вечерней поверке, происходившей после томительного дня, раздавалась команда «бегом» и начинался изнурительный бег. В это время все должны громко кричать бессчетное число раз по-немецки «здравствуйте». Отставших стегали плетью. Немцы во главе с комендантом лагеря стояли и довольно ухмылялись.
Иной пищи, кроме зловонной пустой похлебки, в лагере не полагалось. Если во время работы в фруктовом саду совхоза кто-нибудь съедал упавший абрикос или сливу и это замечал надзиратель, то грабитель «немецкого добра» получал в лагере от 25 до 50 плетей. Каждый день заключенных угоняли на работу. Летом работали в поле без питьевой воды. Изнуренные, голодные люди валились с ног. Осенью, в ненастье, заключенных выгоняли на вспаханное поле выбирать камни, комья земли и относить их за десятки метров на дорогу. Льет дождь, земля раскисла, мокрые ноги скользят по грязи, а вереницы людей с камнями в руках, проклиная немцев, бороздят по всем направлениям огромное поле.
Каждый день в лагере умирало более десятка человек. Их выносили за ограду и сбрасывали в глубокий ров. Когда ров заполнялся, фашисты приказывали засыпать его землей и вспахать. Таким образом, палачи пытались скрыть следы чудовищных преступлений. В центре лагеря был врыт в землю столб, к которому привязывали людей за попытку к бегству. Били безжалостно, со знанием дела, а когда узник от побоев терял сознание, его обливали водой и снова избивали. Затем оставляли под палящим солнцем на целый день, а на груди и спине привязывали дощечку с издевательской надписью «Я вернулся сюда потому, что мне здесь нравится».
И вновь нельзя без содроганий и ужаса вспоминать о произволе, царившем за колючей проволокой лагеря смерти. Узников запрягали в телеги, словно лошадей, и перевозили на них камни, землю, воду. Но работа эта была бессмысленной, для истощения, ибо грузы просто перемещались с одного места на другое. Тех, кто не мог тащить телегу, забивали плетками. Стремясь замести следы своих злодеяний, фашистские палачи и их подручные, устроили недалеко от лагеря специальную площадку размером 340 квадратных метров для сжигания трупов. Здесь людей обливали смолой, керосином и сжигали на кострах.
Чудовищную расправу фашистские инквизиторы и их подручные учинили осенью 1943 года, когда части Советской Армии подошли к Перекопу. В это время в лагере было истреблено около двух тысяч человек. Людей привозили на расстрел группами и в одиночку, привозили в машинах «душегубках», в открытых и закрытых автомашинах, зачастую в одном белье.
А разве можно забыть то, что произошло в ночь с 10-го на 11-ое апреля 1944 года, накануне бегства из Симферополя, немцы и их подручные уничтожили всех заключенных. Фашисты убивали узников выстрелом в затылок или висок, а затем сбрасывали в приготовленные ямы-колодцы и наспех зарывали. Часть людей была сброшена в колодец глубиной до 24 метров, специально вырытой рядом с бараками. Умирая, люди не просили пощады у палачей. Они умоляли тех, кто останется в живых, об одном – рассказать, как их убивали.
За два с половиной года, в лагере-смерти на территории совхоза «Красный» погибло более 10 тысяч людей. Здесь стонет, политая кровью земля. Здесь с тех времен слышны крики матерей, прижимавших к груди младенцев – «Не стреляй!». Здесь плачут весной, расцветая яркими красками, цветы. Люди, помните – фашизм не должен повториться!
ПОСЛЕ ВОЙНЫ
В 1970-е годы на территории концлагеря проводились раскопки. Из-под земли были извлечены останки жертв и перезахоронены в братской могиле. На месте массовых казней была установлена мемориальная стела и иные памятные знаки.
28 ноября 2012 года депутаты Верховного Совета Крыма приняли Постановление об объявлении бывшего концлагеря историческим памятником местного значения «Концлагерь «Красный».
МЕМОРИАЛ
Только с переходом Крыма к Российской Федерации 8 мая 2015 года, то есть спустя 70 лет после окончания Великой Отечественной Войны, был открыт мемориал узникам концлагеря «Красный» посвящённый всем жертвам нацистов и их пособников в Крыму:
71 921 человек было ими убито в Крыму
85 447 человек были угнаны в Германию и многие погибли там на работах
Автор проекта мемориала архитектор Максим Пивоварчик, проектирующая организация – «Южный город», исполнитель работ – строительная фирма «Юггидроспецстрой».
Мемориальная площадь начинается от главного входа. Здание музея с одной стороны и вечный огонь с другой ограничивают ее. Вход в мемориал представляет собой вертикальную стену с проемом в центре, образующим контур горящей свечи – символ «неугасимой лампады», символ памяти о невинно убиенных. У входа расположены две даты – «1941» и «1944» годы – годы существования концлагеря.
Здание музея имеет строгую рубленую форму, исповедуя принцип «ничего лишнего» и облицовано панелями черного дерева, как символ бараков, в которых размещались узники лагеря. На фронтоне здания установлены мемориальные плиты, на которых высечены имена 204-х узников, имена которых к настоящему времени удалось установить.
Знаки на колодцах смерти выполнены в виде четырехгранных пирамид красного цвета на черном гранитном основании. Подобные знаки из деревянных конструкций были установлены над колодцами в послевоенные годы. Пирамида, пронзенная звездой – символ патриотизма – символ вечной памяти и тех, кто нашел в себе мужество не отречься от Родины.
Экспозиция музея содержит документы и экспонаты, рассказывающие об узниках концлагеря, истории трагических мест расправ фашистов над советскими гражданами. Её материалы бесстрастно подтверждают, что концлагерь на территории бывшего совхоза «Красный» - лагерь смерти, в котором уничтожение людей было поставлено «на поток», одно из свидетельств тому многочисленные «наручники» из проволоки.
Автор проекта Оксана Белоплотова. Указанные факты становятся предметом осмысления в фильме «Непокоренные», рассказывающие о трагической и героической судьбе узников концлагерей, демонстрацией которого сопровождается осмотр музейного зала.
Скульптура-памятник жертвам концлагеря, установленная перед зданием музея, воссоздает собирательный образ узников – мужчины, женщины, партизаны, военнопленные, дети – которые изображены в расстрельной яме. Узники поднимают вверх младенца как символ надежды на то, что память о павших в фашистских застенках не будет забыта грядущими поколениями.
Памятник жертвам фашистской оккупации изготовлен в городе Смоленске. Авторы главного монумента жертвам концлагеря – заслуженный художник России Сергей Мильченко (Москва), Александр Демченко и Василий Семенюк (Харьков).
Вечный огонь имеет прямоугольную форму, приподнятая левая часть площадки имеет отделку тротуара и создает эффект раскрытия памятной надписи самой землей. Ступенчатая планировка мемориала, ступени у Вечного огня – символы вздыбленной земли, которая по свидетельствам очевидцев в дни массовых расправ еще несколько часов «дышала» последними предсмертными вздохами узников концлагеря.
На территории мемориала сохранена братская могила жертвам фашистского террора, расположенная в центре мемориала памяти. По обе стороны вдоль братской могилы проходит аллея, на которой расположен «каменный хаос» символизирующий каторжный труд узников концлагеря – их заставляли выполнять тяжелую, унизительную работу, истощающую силы и подавляющую волю. На отдельных камнях высечены части человеческих тел как символ сломанных разбитых судеб, которые запечатлел камень.
Жертвами палачей стали и дети – посреди «хаоса» – фигурка ребенка, в возрасте 4-5 лет, когда ребенок не способен осознать весь ужас происходящего. В глазах девочки – испуг, руки, протянутые к прохожим – взывают о помощи... Эта уникальная композиция – результат творчества Сергея Никитина (Симферополь) и авторов каменного «хаоса» – Дмитрия Добровольского (Харьков) и Евгения Яблонского (Симферополь).
Аллея завершается площадкой, на которой установлен Поминальный колокол Он закреплен на двух наклонных столбах, наружные грани столбов облицованы красным гранитом и создают эффект «вздыбленной земли». Частью мемориала является храм-часовня, имеющая строгую рубленную форму и пирамидальный купол под стиль знаков на «колодцах смерти» и существующего обелиска. Купол над колодцем смерти выполнен в общей стилистике мемориала с пирамидальным куполом. |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.