Мемориальный комплекс жертвам фашистской оккупации Крыма 1941-1944 гг. «Концлагерь «Красный»Мемориальный комплекс
жертвам фашистской оккупации Крыма 1941-1944 гг. «Концлагерь «Красный»
в селе Мирное Симферопольского района
«Красный» – совхоз вблизи Симферополя, на территории которого немецко-фашистские оккупационные власти при пособничестве коллаборационистов* из местного населения организовали в сентябре 1941 года самый крупный в Крыму лагерь смерти.
Первоначально его узниками были военнопленные, в том числе и героические защитники Севастополя. С течением времени состав узников меняется – все чаще и в лагерь смерти доставляются гражданские лица, подозреваемые или замеченные в связях с партизанами, подпольным движением, старики, женщины, дети.
Постепенно концлагерь на территории бывшего совхоза «Красный» становится местом, где ликвидация узников шла непрерывно, благодаря отлаженному конвейеру уничтожения людей. Факты, подтверждающие это, зафиксированы в Акте Крымской (республиканской) чрезвычайной комиссии по установлению и расследованию злодеяний нем немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям Крымской АССР: «Капониры, расположенные в селе Дубки, в районе совхоза «Красный» служили местом массовых казней советских людей. По свидетельским показаниям, слеженности земли и травяному покрову комиссия установила ямы давностью 1941-1943 и 1944 годов».
Захватчики особо усилили репрессии против местного населения перед своим бегством из Крыма в начале 1944 года. В это время происходили массовые расстрелы заключенных, содержащихся в тюрьмах. «Расстрелы в большинстве своем производились в совхозе «Красный» в 3-х километрах от г. Симферополя и м. Бужи в 2 км от совхоза «Красный».
В совхозе «Красный» был обнаружен колодец, где были обнаружены 75 трупов советских граждан, в том числе матери, связанные с детьми».
Все советские граждане, содержавшиеся в тюрьмах г. Симферополя, а именно тюрьма на улицах Студенческой №3 и Розы Люксембург №2, в совхозе «Красном» выпущены не были, а за несколько дней перед отступлением немцев из города все они были расстреляны».
Среди жертв апрельской расправы – участники подпольной группы «Сокол» – актеры и служащие Симферопольского драмтеатра, организаторами которой были художник театра Николай Андреевич Барышев и актриса Александра Федоровна Перегонец.
Автор проекта мемориала архитектор Максим Пивоварчик, проектирующая организация – «Южный город», исполнитель работ – строительная фирма «Юггидроспецстрой».
Мемориальная площадь начинается от главного входа. Здание музея с одной стороны и вечный огонь с другой ограничивают ее. Вход в мемориал представляет собой вертикальную стену с проемом в центре, образующим контур горящей свечи – символ «неугасимой лампады», символ памяти о невинно убиенных. У входа расположены две даты – «1941» и «1944» годы – годы существования концлагеря.
Здание музея имеет строгую рубленую форму, исповедуя принцип «ничего лишнего» и облицовано панелями черного дерева, как символ бараков, в которых размещались узники лагеря. На фронтоне здания установлены мемориальные плиты, на которых высечены имена 204-х узников, имена которых к настоящему времени удалось установить.
Знаки на колодцах смерти выполнены в виде четырехгранных пирамид красного цвета на черном гранитном основании. Подобные знаки из деревянных конструкций были установлены над колодцами в послевоенные годы. Пирамида, пронзенная звездой – символ патриотизма – символ вечной памяти и тех, кто нашел в себе мужество не отречься от Родины.
Экспозиция музея содержит документы и экспонаты, рассказывающие об узниках концлагеря, истории трагических мест расправ фашистов над советскими гражданами. Её материалы бесстрастно подтверждают, что концлагерь на территории бывшего совхоза «Красный» - лагерь смерти, в котором уничтожение людей было поставлено «на поток», одно из свидетельств тому многочисленные «наручники» из проволоки.
Автор проекта Оксана Белоплотова. Указанные факты становятся предметом осмысления в фильме «Непокоренные», рассказывающие о трагической и героической судьбе узников концлагерей, демонстрацией которого сопровождается осмотр музейного зала.
Скульптура-памятник жертвам концлагеря, установленная перед зданием музея, воссоздает собирательный образ узников – мужчины, женщины, партизаны, военнопленные, дети – которые изображены в расстрельной яме. Узники поднимают вверх младенца как символ надежды на то, что память о павших в фашистских застенках не будет забыта грядущими поколениями.
Памятник жертвам фашистской оккупации изготовлен в городе Смоленске. Авторы главного монумента жертвам концлагеря – заслуженный художник России Сергей Мильченко (Москва), Александр Демченко и Василий Семенюк (Харьков).
Вечный огонь имеет прямоугольную форму, приподнятая левая часть площадки имеет отделку тротуара и создает эффект раскрытия памятной надписи самой землей. Ступенчатая планировка мемориала, ступени у Вечного огня – символы вздыбленной земли, которая по свидетельствам очевидцев в дни массовых расправ еще несколько часов «дышала» последними предсмертными вздохами узников концлагеря.
На территории мемориала сохранена братская могила жертвам фашистского террора, расположенная в центре мемориала памяти. По обе стороны вдоль братской могилы проходит аллея, на которой расположен «каменный хаос» символизирующий каторжный труд узников концлагеря – их заставляли выполнять тяжелую, унизительную работу, истощающую силы и подавляющую волю. На отдельных камнях высечены части человеческих тел как символ сломанных разбитых судеб, которые запечатлел камень.
Жертвами палачей стали и дети – посреди «хаоса» – фигурка ребенка, в возрасте 4-5 лет, когда ребенок не способен осознать весь ужас происходящего. В глазах девочки – испуг, руки, протянутые к прохожим – взывают о помощи... Эта уникальная композиция – результат творчества Сергея Никитина (Симферополь) и авторов каменного «хаоса» – Дмитрия Добровольского (Харьков) и Евгения Яблонского (Симферополь).
Аллея завершается площадкой, на которой установлен Поминальный колокол Он закреплен на двух наклонных столбах, наружные грани столбов облицованы красным гранитом и создают эффект «вздыбленной земли». Частью мемориала является храм-часовня, имеющая строгую рубленную форму и пирамидальный купол под стиль знаков на «колодцах смерти» и существующего обелиска. Купол над колодцем смерти выполнен в общей стилистике мемориала с пирамидальным куполом.
6 мая 2016 года на мемориальном музейном комплексе открыт Сквер памяти.
Мемориальный комплекс жертвам фашистской оккупации Крыма 1941-1944 годов является филиалом Центрального музея Тавриды.
Адрес: ул. Белова, 44, село Мирное, Симферопольский район
Транспорт: конечная остановка автобуса № 89.
Справки, заказ экскурсий по телефонам:
С МОБИЛЬНОГО:
+7 978 746-72-95
+7 365 259-85-09
СО СТАЦИОНАРНОГО:
+7 3652 598-509
e-mail: memorialmirnoe@mail.ru
*Коллаборационизм — осознанное, добровольное и умышленное сотрудничество с врагом, в его интересах и в ущерб своему государству. Термин чаще применяется как сотрудничество с оккупантами.
|
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.