Как русские воины проиграли Золотой Орде и алкоголюКак русские воины проиграли Золотой Орде и алкоголю
Злоупотребление алкоголем и халатное отношение к своим обязанностям к добру не приводят. Эта прописная истина стара как мир, однако менее значимой она не становится.
2 августа 1377 года произошло одно из самых постыдных сражений в русской истории, вспоминать о котором неловко даже по прошествии более чем шести веков.
Первые успехи после Батыя
К концу XIV века русские земли оправились от тяжёлых последствий нашествия Батыя. Страх перед ордынцами, несколько поколений живший в сердцах русичей, стал постепенно уходить. Княжеские дружины стали бросать вызов небольшим ордынским отрядам и даже наносить им поражения.
В 1376 году московский князь Дмитрий Ивановичи Дмитрий Константинович Суздальский организовали совместный поход на земли волжских булгар. С территории Волжской Булгарии, являвшейся улусом Золотой Орды, совершались разорительные набеги на русские земли, и с этим решено было покончить.
Поход возглавил талантливый московский воевода Дмитрий Михайлович Боброк-Волынский.
Войско эмира Хасан-хана и ордынского ставленника Мухаммад-Султана было разбито. Русские получили от эмира крупный денежный откуп, а также в качестве трофея увезли с собой пушки: огнестрельного оружия до этого момента в русских землях не было.
Кроме того, в Булгаре были оставлены русские таможенники.
В ожидании врага
Не было никаких сомнений в том, что ордынцы постараются наказать русских за подобную дерзость. Страха не было: московский князь Дмитрий Иванович готовился дать им отпор на землях Нижегородского княжества, которым владел его тесть, князь Дмитрий Константинович.
Войско было собрано достаточно мощное, но о противнике долгое время не было никаких вестей.
Ждать до бесконечности Дмитрий Иванович не мог. Оставив часть собранных отрядов, он уехал в Москву. Командование поручили Ивану Дмитриевичу, сыну нижегородского князя. Молодой княжич участвовал в походах, но в одиночку войско не возглавлял. К тому же его авторитета не хватало для поддержания дисциплины.
В поисках ордынцев русское войско переправилось в мордовские земли через реку Пьяну и встало лагерем. Тут до русских дошли слухи о том, что ордынское войско во главе с царевичем Арапшей (так русские называли Араб-шаха) стоит лагерем довольно далеко, на Волчьих водах, а сам его предводитель якобы страшится идти на Русь.
«Потехи деюще, не имея ни малейшаго сомнения»
Будь у русского войска более авторитетный полководец, того, что случилось дальше, скорее всего, не произошло бы. Но без сильной руки в лагере началось пьянство. Добыв пива и мёда, дружинники, захмелев, поносили ордынцев и восклицали: «Кто может против нас стать?»
Историки до сих пор спорят о том, стала ли река носить название Пьяна из-за того, что произошло в 1377 году, либо же её так называли и раньше. Русский писатель XIX века Павел Иванович Мельников-Печерский так описывал злосчастную реку: «Ещё первыми русскими насельниками Пьяной река за то прозвана, что шатается, мотается она во все стороны, ровно хмельная баба, и, пройдя вёрст пятьсот закрутасами да изворотами, подбегает к своему истоку и чуть не возле него в Суру выливается».
Пьянство в русском лагере не прекращалось. Оружие и доспехи были свалены в кучу, воеводы «начаша ловы за зверми и птицами творити, и потехи деюще, не имея ни малейшаго сомнения». Караульная служба не осуществлялась вовсе.
Арапша начинает и выигрывает
Между тем Арапша при помощи мордовских проводников подошёл вплотную к русскому лагерю. Оценив ситуацию, он разделил войско на пять полков и 2 августа 1377 года атаковал русских с нескольких направлений.
Пьяные и вовсе не готовые к сражению воины бросились к реке, надеясь найти спасение на другом берегу. Спастись удалось немногим: кто-то был убит ордынцами, кто-то, так и не отойдя от опьянения, утонул, не добравшись до берега. Погиб в водах Пьяны и молодой князь Иван Дмитриевич.
Лишённое защиты Нижегородское княжество подверглось разорению. Был разграблен Нижний Новгород. Арапша пошёл в рязанские земли, разграбил их и с богатой добычей вернулся в Орду.
Следом хотели поживиться и мордовские отряды, однако их набег был отражён новым русским войском, поспешно собранным москвичами и нижегородцами.
Редкий случай: проигравшие на Пьяне не пытались себя обелить. С самого начала в русских летописях признавали, что то, что случилось 2 августа 1377 года, — стыд и позор. «Поистине — за Пьяною пьяные!» — возмущался летописец.
Князь Дмитрий делает выводы
Урок был извлечён: память о побоище на Пьяне русских воинов отрезвила в прямом и переносном смысле.
Зато ордынцев эта победа над русскими, наоборот, опьянила. Темник Мамай поверил, что его войско легко добьётся победы и вернёт великого князя Дмитрия Ивановича к покорности.
На деле получилось иначе: в 1378 году войско Золотой Орды под командованием мурзы Бегича было разбито на реке Воже. А в сентябре 1380 года уже сам Мамай был разбит на Куликовом поле.
Но даже эти успехи позорную историю побоища на Пьяне не затмили. Помнить такие вещи нужно: ведь в разные века люди умудряются совершать одни и те же глупости, и технический прогресс здесь принципиально ничего не меняет.
|
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.