КТО НА САЙТЕ
АРХИВ
Апрель 2024 (35)
Март 2024 (65)
Февраль 2024 (55)
Январь 2024 (87)
Декабрь 2023 (68)
Ноябрь 2023 (63)

Манифест императрицы Екатерины II: Крым в России

19-04-2023, 08:30
Автор: nikolaev
2746
0
Манифест Екатерины II: Крым в России

  8(19) апреля 1783 года императрица Екатерина II издала манифест о присоединении Крымского полуострова, Тамани и Кубани к Российской империи.
 

Манифест императрицы Екатерины II: Крым в России


  «Нет уже сей бородавки на носу… Крым – Ваш»

  Без усилий, которые приложил в деле присоединений Крыма к Российской империи Григорий Потемкин, возможно, никакого присоединения и не случилось бы, поскольку в российских верхах того времени, в том числе и в дипломатических кругах, слабо представляли себе общую картину происходящего как в Крыму, так и на новых землях, которые были именованы Новороссией.
  Крымское ханство, которое долгое время находилось под протекторатом Османской империи, доставляло немало хлопот южно-российским землям. Это был очаг постоянной нестабильности на рубежах империи: набеги, тысячи пленников, разорение земель.
 

Манифест императрицы Екатерины II: Крым в России


  После военных успехов в ходе практически незатухающих русско-турецких войн, в 1774 году между Россией и Османской империей был подписан Кючук-Кайнарджийский мирный договор, который положил начало присоединению Крыма к Российской империи. Григорий Потемкин в том же году был назначен губернатором Новороссии. Активно началось развитие главной морской базы – Херсона. Потемкин понимал, что без Крыма России невозможно закрепиться на Черном море, а уж о выходе к Средиземному морю можно только мечтать.
  В 1782 году Потемкин подал на имя Екатерины записку: «Положите ж теперь, что Крым Ваш и что нет уже сей бородавки на носу – вот вдруг положение границ прекрасно… Доверенность жителей в Новороссийской губернии будет тогда несумнительна. Мореплавание по Черному морю свободное. А то, извольте рассудить, что кораблям Вашим и выходить трудно, а входить еще труднее». 
 

Манифест императрицы Екатерины II: Крым в России


  Восстания и волнения

  Против тогдашнего крымского хана Шагин Гирея, который объявив себя реформатором, начал вводить новшества на западный манер, то и дело вспыхивали восстания. Потемкин несколько раз встречался с ханом и посещал Крым, где лично убедился в том, что татарская знать охотно предпочла бы перейти под полный протекторат России, нежели быть независимым государством с таким правителем.
  Шагин Гирей в апреле 1783 года отрекся от ханства. Но вел сложную политическую игру, затягивая свой отъезд из Крыма под разными предлогами и надеясь, что в обострившейся политической обстановке русскому правительству придется восстановить его на престоле и отказаться от присоединения Крыма. Потемкин, оценив положение, подтягивал войска и через своих агентов вел агитацию среди правящей верхушки ханства о переходе в российское подданство.

  В Крыму русскими войсками командовал генерал-поручик граф Бальмен, которому Потемкин приказал особо обратить внимание на соблюдение «строгой на всех постах, при обнародовании манифеста, воинской предосторожности и примечании за поступками татар, не дозволяя делать собраний народу, сие я разумею о военных сборищах». Войска заняли стратегические пункты, не встречая недовольства жителей. С моря русские войска прикрывали корабли Азовской эскадры.
  Тем временем по распоряжению Екатерины II были предприняты срочные меры по выбору гавани для будущего Черноморского флота на юго-западном побережье полуострова. Капитан II ранга Берсенев на фрегате «Осторожный» рекомендовал использовать бухту у поселка Ахтиар, недалеко от развалин Херсонеса-Таврического. Екатерина II своим указом от 10 февраля 1784 года повелела основать здесь «военный порт с адмиралтейством, верфью, крепостью и сделать его военным городом». 

  Манифест, закованный в железо

  Весной 1783 года было решено, что Потемкин будет лично руководить присоединением Крымского ханства к России. 8 апреля императрица подписала манифест «О принятии полуострова Крымского, острова Тамань и всей Кубанской стороны под Российскую державу», над которым она работала совместно с Потемкиным. Этот документ должен был храниться в тайне, пока присоединение ханства не станет свершившимся фактом.

  Екатерина колебалась на тот момент и опасалась, что присоединение Крыма вызовет не только новую войну с Турцией, но и вмешательство европейских государств. Поэтому манифест о присоединении Крыма, который был заготовлен, но не был обнародован, запечатали в деревянный ящик, обитый железом. Манифест был втайне переведен на татарский (возможно, и арабский язык, достоверных данных об этом нет и мнения исследователей расходятся), а сам перевод осуществляла даже не Иностранная коллегия, а еще один секретарь Потемкина – Якуб Рудзевич. Манифест был направлен с фельдъегерской службой в Крым.

  Референдум в стиле XVIII века

  В Крыму был проведен «референдум» в стиле XVIII века. Потемкин в ту пору распространял по Крыму так называемые «присяжные листы», в которых было обозначено, что население такого-то населенного пункта присягает на верность России. Они скреплялись печатями и подписями. Эти листы сохранились до сих пор и находятся в Российском государственном архиве в Москве.
  Только после того, как у Потемкина были собраны отклики от основной части населения Крыма о том, что они хотят перейти в состав Российской империи, то есть была собрана юридическая база, манифест Екатерины был обнародован.
 

Манифест императрицы Екатерины II: Крым в России

Для увеличения кликнуть на картинке


  «Все прибегли под державу Вашу с радостию»

  28 июня 1783 года манифест Екатерины II обнародовали в ходе торжественной присяги крымской знати, которую принимал лично князь Потемкин на вершине скалы Ак-Кая под Карасубазаром (нынешний город Белогорск). Торжества сопровождались угощениями, играми, скачками и пушечным салютом.
  В своем манифесте императрица заверяла новых поданных: «… обещаем свято и непоколебимо за себя и приемников престола нашего содержать их вравне с природными нашими подданными, охранять и защищать их лица, имущество, храмы и природную их веру, коей свободное отправление со всеми законными обрядами пребудет неприкосновенно; и дозволить напоследок каждому из них состояния все те правости и преимущества, каковыми таковые в России пользуются…». 10 июля Потемкин из лагеря при Карасубазаре отправил императрице послание с известием об окончательном разрешении крымской проблемы: «Вам еще то приятнее и славнее, что все прибегли под державу Вашу с радостию».

  28 декабря 1783 года Россия и Турция подписали «Акт о присоединении к Российской империи Крыма, Тамани и Кубани», которым отменялась статья Кючук-Кайнарджийского мирного договора о независимости Крымского ханства.

  Таврическая область

  Указом Екатерины II от 2 (13) февраля 1784 года была учреждена Таврическая область под управлением князя Потемкина, состоящая из Крымского полуострова, прилегающих районов Северного Причерноморья и Тамани.

  Согласно указу, область была разделена на 7 уездов: Симферопольский, Левкопольский (город Левкополь хотели основать у устья реки Салгир или переименовать Старый Крым, но этого не получилось, и в 1787 году уездным городом стала Феодосия, а Левкопольский уезд стал Феодосийским), Евпаторийский, Перекопский, Днепровский, Мелитопольский и Фанагорийский (находился на территории нынешнего Краснодарского края).
  Создание единой системы местного управления с привлечением представителей различных социальных слоев и национальностей, получивших определенные льготы, способствовало проведению общегосударственной политики по управлению края, а также заселению и хозяйственному освоению Северного Причерноморья, что значительно упрочило положение Российской империи на новых землях в условиях сохраняющейся военной угрозы.

  Сады Тавриды и крымский шелк

 Раздача земель, поступивших в казну, послужила толчком для составления подробных атласов. В январе 1784 года Потемкин приказал описать все крымские земли, поступившие в казенное ведомство, с указанием количества и качества земли, а также наличия садов. Князь Потемкин приглашал в Крым иностранцев – специалистов по садоводству, шелководству, лесному хозяйству, виноградарству. Особый интерес князь испытывал к методам английского земледелия, предполагая в полной мере использовать их на обширных и плодородных землях, вверенных его попечению.

  Для устройства парков и садов не только в Новороссии и Крыму, но и почти во всех крупных имениях князя был приглашен специалист из Англии Уильям Гульд. В 1784 году из Франции был выписан ученый садовод Иосиф Банк, назначенный директором Таврических садов. Ему было поручено разведение лучших сортов винограда, а также шелковичных, масличных и других деревьев в Судаке и по всему Крыму. Надворный советник граф Яков де Парма был вызван из Италии в 1786 году для заведения шелковых заводов. Он насадил в Крыму на выделенных ему казенных землях несколько тысяч тутовых деревьев, что дало возможность начать производство шелка.

  Отмена пошлин и монетный двор

  В конце 1783 года были отменены внутренние торговые пошлины, что должно было способствовать развитию крымского сельского хозяйства, промышленности и торговли, увеличению внутреннего торгового оборота и росту имевшихся в Крыму городов – Карасубазара, Бахчисарая Феодосии, Гезлева (Евпатория) и Ак-Мечети (Симферополь). Еще одним шагом, облегчившим торговые связи, было восстановление Потемкиным монетного двора в Феодосии, где стала выпускаться таврическая монета. По указу Екатерины II от 13 августа 1785 года все крымские порты были освобождены от уплаты таможенных пошлин сроком на 5 лет, а таможенная стража была переведена на Перекоп. 

  Новые города и переименования

  Особое значение для развития Крыма (как и соседней Новороссии) имела деятельность Потемкина по строительству новых и реконструкции старых городов. Проектирование и строительство южных городов определялось социально-политическими и историческими условиями, характером экономического развития края. Важное политическое значение в градообразовании на юге Российской империи имели идеи «Греческого проекта», в связи с чем большинство городов называлось в память о древнегреческой колонизации Северного Причерноморья: Одесса, Севастополь, Симферополь, Херсон.

  По тем же причинам некоторым существовавшим поселениям возвращались древние имена, например Феодосии, Евпатории, Фанагории. Политическими мотивами обуславливалась и значительная поддержка, оказываемая государством молодым городам. Здесь за счет казны возводились многочисленные здания общественного назначения, жители освобождались от податей и, более того, получали ссуды на возведение жилых домов.

  Экономическое и хозяйственное освоение Крымского полуострова к концу XVIII века привело к росту населения Крыма, в основном за счет русских и украинских переселенцев. При этом в Бахчисарае проживало шесть тысяч человек, в Евпатории – три с половиной тысячи, в Карасубазаре – три тысячи, в Ак-Мечети – полторы.

  «Екатерининский путь – путь на пользу»

  Через четыре года Екатерина совершила беспрецедентную как по размаху, продолжительности, так и по стоимости поездку на новые земли, которые были присоединены к Российской империи. Побывала императрица и в Крыму. Дорогу на полуостров к визиту Екатерины Потемкин потребовал «сделать богатой рукой, чтобы не уступала римским. Я назову ее Екатерининский путь».
  В развитие этой темы он повелел обозначить победное шествие Екатерины от моря до моря специальными «дорожными знаками»: каждая верста обозначалась специальным треугольным обелиском, а через каждые десять верст водружали каменную «милю» – «круглую пропорционально вытесанную колонну с украшением вроде осьмиугольной капители».
  Сама Екатерина называла свое путешествие «путь на пользу», а Крым – «драгоценнейшей жемчужиной» в своей короне.

 

Манифест
Великой Императрицы Екатерины II
о присоединении Крымского полуострова,
острова Тамани с всея Кубанской стороны к России,
1783 год, 8 апреля.

Божiею Милостiю
Мы
Екатерина Вторая
Императрица и Самодержица Всероссiйская,
и прочая, и прочая, и прочая.

  В прошедшую с Портою Оттоманскою войну, когда силы и победы оружия Нашего давали Нам полное право оставить в пользу Нашу Крым, в руках Наших бывший, Мы сим и другими пространными завоеваниями жертвовали тогда возобновлению доброго согласия и дружбы с Портою Оттоманскою, преобразив на тот конец народы Татарские в область вольную и независимую, чтоб удалить навсегда случаи и способы к распрям и остуде, происходившим часто между Россией и Портою в прежнем Татар состоянии.

Не достигли Мы однако ж в пределах той части Империи Нашей тишины и безопасности, кои долженствовали быть плодами сего постановления. Татары, преклоняясь на чужие внушения, тотчас стали действовать вопреки собственному благу, от Нас им дарованному.

  Избранный ими в таковой перемене бытия их самовластный Хан был вытеснен из места и отчизны пришлецом, который готовился возвратить их под иго прежнего господства. Часть из них слепо к нему прилепилась, другая не была в силах противоборствовать. В таковых обстоятельствах принуждены Мы были для сохранения целости здания, Нами воздвигнутого, одного из лучших Наших от войны приобретения, принять благонамеренных Татар в Наше покровительство, доставив им свободу избрать себе на место Сагиб-Гирея другого законного Хана и установить его правление: для сего нужно было привести военные силы Наши в движение, отрядить из них в самое суровое время знатный корпус в Крым, содержать его там долго, и, наконец, действовать против мятежников силой оружия; от чего едва не возгорелась с Портою Оттоманскою новая война, как то у всех в свежей памяти.

  Благодарение Всевышнему! Миновала тогда сия гроза признанием со стороны Порты законного и самовластного Хана в лице Шагин-Гирея. Произведение сего перелома обошлось Империи Нашей не дешево; но Мы, по крайней мере, чаяли, что оное наградится будущею от соседства безопасностью. Время да и короткое воспрекословило, однако ж, на деле сему предположению.

  Поднявшийся в прошлом году новый мятеж, коего истинные начала от Нас не скрыты, принудил Нас опять к полному вооружению и к новому отряду войск Наших в Крым и на Кубанскую сторону, кои там доныне остаются: ибо без них не могли бы существовать мир, тишина и устройство посреди Татар, когда деятельное многих лет испытание всячески уже доказывает, что как прежнее их подчинение Порте было поводом к остуде и распрям между обеими Державами, так и преобразование их в вольную область, при неспособности их ко вкушению плодов таковой свободы, служит ко всегдашним для Нас беспокойствам, убыткам и утруждению войск Наших.

  Свету известно, что имев со стороны Нашей столь справедливые причины не один раз вводить войска Наши в Татарскую область, доколе интересы Государства Нашего могли согласовать с надеждою лучшего, не присвоили Мы там себе начальства, ниже отомстили или наказали Татар, действовавших неприятельски против воинства Нашего, поборствовавшего по благонамеренным в утушение вредных волнований.

  Но ныне, когда с одной стороны приемлем в уважение употребленные до сего времени на Татар и для Татар знатные издержки, простирающиеся по верному исчислению за двенадцать миллионов рублей, не включая тут потерю людей, которая выше всякой денежной оценки; с другой же, когда известно Нам учинилось, что Порта Оттоманская начинает исправлять верховную власть на землях Татарских, и именно: на острове Тамане, где чиновник ее, с войском прибывший, присланному к нему от Шагин-Гирея Хана с вопрошением о причине его прибытия, публично голову отрубить велел и жителей тамошних объявил Турецкими подданными; то поступок сей уничтожает прежние Наши взаимные обязательства о вольности и независимости Татарских народов; удостоверяет Нас вящше, что предположение Наше при заключении мира, сделав Татар независимыми, не довлеет к тому, чтоб чрез сие исторгнуть все поводы к распрям, за Татар произойти могущие, и поставляет Нас во все те права, кои победами Нашими в последнюю войну приобретены были и существовали в полной мере до заключения мира; и для того, по долгу предлежащего Нам попечения о благе и величии отечества, стараясь пользу и безопасность его утвердить, как равно полагая средством навсегда отдаляющим неприятные причины, возмущающие вечный мир между Империями Всероссийскою и Оттоманскою заключенный, который Мы навсегда сохранить искренно желаем, не меньше же и в замену и удовлетворение убытков Наших решились Мы взять под державу Нашу полуостров Крымский, остров Тамань и всю Кубанскую сторону.

  Возвещая жителям тех мест силою сего Нашего Императорского манифеста таковую бытия их перемену, обещаем свято и непоколебимо за Себя и Преемников Престола Нашего содержать их наравне с природными нашими подданными, охранять и защищать их лица, имущество, храмы и природную веру, коей свободное отправление со всеми законными обрядами пребудет неприкосновенно; и дозволить напоследок каждому из них состоянию все те правости и преимущества, каковыми таковое в России пользуется; напротив чего от благодарности новых Наших подданных требуем и ожидаем Мы, что они в счастливом своем превращении из мятежа и неустройства в мир, тишину и порядок законный потщатся верностью, усердием и благонравием уподобиться древним Нашим подданным и заслуживать наравне с ними Монаршую Нашу милость и щедроту.

  Дан в престольномъ Нашем граде Святого Петра, апреля 8 дня отъ Рождества Христова 1783, а государствованiя Нашего въ двадцать первое лето.

Екатерина Вторая

Полное собрание законов Российской Империи, Т. XXI, №15.708
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Оставить комментарий
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Текст комментария:

Вопрос: Первый месяц года
Ответ:
Код: Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код:
© мирное.рф Все права защищены. Портал посвящен информации о жизни сел Мирновского сельского поселения Симферопольского района, новостям Крыма, России и мира.
Любое цитирование материалов этого ресурса допускается при наличии активной ссылки на исходник, либо на главную страницу https://мирное.рф