Все факты о симферопольском трамваеВсе факты о симферопольском трамвае
Трамвайное движение в Симферополе было открыто летом 1914 года.
Еще в 1881 году на заседании городской Думы впервые заговорили о строительстве в Симферополе трамвайной линии, но не электрической, а конной – француз Маловерн предложил проект перевозки грузов с железнодорожного вокзала при помощи конки. В следующий раз разговор о необходимости городу трамвая продолжили уже в 1896-м, теперь речь шла именно об электрическом транспорте. Да и в этом же 1896 году строительство трамвайных линий началось только в Севастополе. В Симферополе тоже объявили «конкурс на устройство трамвая», но денег у города на заманчивые предложения не было, и дальше разговоров дело зашло лишь через 7 лет.
Городская дума и управа Симферополя из-за отсутствия средств были не в состоянии решить многие вопросы благоустройства города и потому прибегали нередко к услугам предпринимателей. В 1903 году был разработан проект трамвайной линии, однако появиться вагончикам на улицах города помешало начало русско-японской войны.
Перекресток улиц Пушкина-Маркса
Спустя семь лет городская Дума основательно занялась трамвайными проблемами: вплоть до 1914 года было 36 заседаний Думы по этому вопросу и 60 заседаний специальной комиссии. Так, с помощью иностранного частного капитала появились в Симферополе трамвай и электрические лампочки. В 1911 году заключили договор с бельгийскими подданными, те внесли деньги, образовав «Бельгийское анонимное общество симферопольских электрических трамваев и освещения». В 1912 г. на месте нынешних домов № 7 и 9 по улице Гаспринского начала свою деятельность контора – «Управление трамваев и освещения Бельгийского анонимного общества в г. Симферополе».
Прокладка путей и установка столбов началась летом 1912 года, а на месте дома № 9 по ул. Гаспринского была построена дизельная электростанция общества мощностью 2200 киловатт. Между домами № 5 и № 7 находился трамвайный парк.
1 июня 1914 г. в Симферополе появилось электрическое уличное освещение.
Линия трамвая бельгийского «Анонимного общества симферопольских электрических трамваев и освещения» открыта для пробного движения в июне 1914 г., для регулярного движения – 31 июля(13 августа по новому стилю) 1914 года. Первый трамвай с веселым перезвоном покатил от железнодорожного вокзала к центру города. Это сугубо местное событие совпало с другим, эпохальным и трагическим — началом первой мировой войны.
Пассажирами в первый день были только зажиточные горожане, так как билет стоил достаточно дорого – 10 копеек в один конец «безъ пересадки». Но тому было оправдание, уже началась Первая мировая война, и весь сбор пошел, как было написано на трамвайном билете, «въ пользу семействъ запасныхъ и ратниковъ ополчена призванныхъ на войну и учащихся городск. начальн. школъ», позже стоимость поездки на трамвае снизилась до 3 копеек.
Утром 31 июля в здании центральной станции Бельгийского анонимного общества (сейчас ул. Гаспринского, 7) состоялся акт освящения движения трамвая, а в зале Депутатского дворянского Собрания (ул. Горького, 10) прошел торжественный вечер. На пригласительном билете, сохранившемся в архивах главы городской управы Василия Александровича Иванова, указано меню: «лимонади закуски, бульон с пирожками, осетрина паровая, дичь разная, мороженое, чай, кофе, воды разныя», и дописка карандашом – «ввиду запрещения продажи крепких напитков по случаю мобилизации».
«Электрификация» же улиц подвигалась медленно. Из отчетов «анонимного общества» за 1916 г. можно заключить, что лампочки накаливания в 600 свечей установлены не слишком густо: по улице Салгирной (проспект Кирова) – 1 лампа, Лазаревской (Ленина) – 3 лампы, Воронцовской (Воровского) – 2 лампы.
В период революции и гражданской войны трамвай почти не работал. После гражданской войны трамвайное движение вновь открылось 12 марта 1924 года.
Весной 1924 года уже повсеместно ощущался перелом к лучшему. В Симферополе предвестником добрых перемен послужило возобновившееся движение трамвая. С 12 марта на участке Железнодорожный вокзал – центр – улица Нижне-Госпитальная побежали сцепы свежевыкрашенных вагончиков, оглашая улицы веселыми, полузабытыми трелями звонков. Восстановленные дизельные электростанции дали свет в жилые кварталы. Для ремонта электростанций из Севастополя были переданы дизельные генераторы старых подводных лодок.
Во время войны трамвай не работал с ноября 1941 г. по ноябрь 1944 г.
Гитлеровцы наталкивались на сопротивление повсюду – они пытались оживить предприятия, заставить Симферополь работать на себя, но все приказы и угрозы оставались тщетными. И тогда они разграбили город – полностью вывезли в Германию Симферопольский авторемонтный завод, все ценное оборудование локомотивного депо, все сколько-нибудь пригодное оборудование заводов, фабрик, электростанции. Новые хозяева вывезли в Германию трамвайный контактный медный провод и металлические части вагонов – на переплавку.
К моменту освобождения Симферополя не существовало электростанций, контактной сети, подвижного состава и большей части путей.
Трамвайная сеть полностью восстановлена 2 декабря 1946 г.
Подвижной состав:
К 1915 году трамвайный парк насчитывал 20 моторных «Рагено» (Ragheno) и 8 прицепных вагонов «Гударвиль» (Godarville) бельгийского производства.
После Гражданской войны трамвайный парк пополнился 7 моторными вагонами б/у из Харькова, 6 коночными прицепами из Одессы и 3 прицепами из Твери. Бельгийские вагоны были модернизированы.
В 1937 г. получено три моторных вагона из Владикавказа, и в 1938 г. 16 моторных типа «Х» из Тбилиси.
К началу 40-х годов уже 51 вагон ходил по трем маршрутам.
1 мая 1945 года вновь был запущен трамвай. Сначала по улицам ходили 12 моторных и 10 прицепных вагонов, к пятидесятым годам трамвайный парк состоял почти из 50 вагонов.
В 1946 году городу получили 14 моторных и 12 прицепных вагонов из Кенигсберга. Изготовлены в 1924-1931 на заводе Steinfurt.
В 1952-1954 из Ленинграда переданы 8 составов. В 1955 году прибыли 4 состава LOWA. В 1957 получены вагоны производства ГДР Gotha. В 1958 - Gotha.
В 1965-м году в парке был 81 вагон.
После закрытия трамвайного движения несколько вагонов были переданы в Винницу, Львов, Евпаторию.
Последний трамвай прошел по городу 30 ноября 1970 года. |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.